-Метки

iherb Чеснок акции беременность букинистика вегетарианские рецепты вегетарианское воспитание вторые блюда выпечка выпечка к чаю вышивка вязание вязание детям вязание для детей вязание крючком вязание на спицах вязание спицами гастрономъ десерт дети детская библиотека детская литература детские книги естественное родительство заготовки на зиму закуска закуски зарубежные авторы здоровое питание здоровье здоровье детей здоровье ребенка игрушки игрушки своими руками игры игры для детей игры для мальчиков и девочек игры с детьми интернет-магазин интерьер картофель книги книги для детей консервирование косметика куклы кулинарные журналы лабиринт лук массаж мастер класс морковь музыка мульт мультики мультфильм мультфильмы народная медицина настольные игры национальный костюм новинки книг новогодние мультфильмы новый год первые блюда пирог подарки поделки поделки из бумаги поделки с детьми поделки своими руками полезные советы помидоры постные блюда постные рецепты православие простуда психология развивающие игры развитие ребенка раскраски рисование россия рукоделие рыба рыбные блюда салат салаты сказки скидки сметана список книг стихи торт цветоводство цветы чем занять ребенка шитьё шитье юмор

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Дело в шляпе
Дело в шляпе
14:35 02.02.2013
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Папа может
Папа может
14:32 02.02.2013
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Раскраски для самых маленьких
Раскраски для самых маленьких
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Mamin_dnevnik

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.09.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 13388

В первую седмицу Великого поста вместе с детьми

Пятница, 24 Февраля 2017 г. 21:59 + в цитатник

 

Первые семь дней Великого Поста – Первая седмица – вхождение в Великую и святую Четыредесятницу

Как нам справиться с этой задачей: войти в этот мир, в эту эпоху церковного календаря? Как встретить первую седмицу Великого поста, когда у нас семья, дети, работа и прочее житейское попечение, когда условия и обычаи нашего общества далеки от ритма церковной жизни? Этот вопрос каждая семья решает, конечно, по-своему.

Я расскажу о том, как это бывает в нашей семье. Просто как зарисовки «из жизни».

Не может быть универсального плана для каждого дома на все случаи жизни. Когда в семье двое-трое младенцев – это один ритм жизни, когда пятеро подростков – другой. Когда дети здоровы – одна ситуация, когда больны – другая. Если муж священник, то у матушки свои трудности. Муж неверующий – другие проблемы. Все это – целые миры, разные миры, все это – разные условия задачи, и решения к этим задачам будут разными.

Но если условия похожи, если задачи общие, то решения могут быть схожими. И когда цель – соединить дом с Церковью, войти в пост всем домом, вместе с детьми, в любом случае понадобятся, на мой взгляд, такие три вещи:

  1. Родители сами должны жить церковной жизнью, в частности, сами должны поститься.
  2. Детям нужно объяснять, «что происходит», а не просто вталкивать их в гущу событий.
  3. Соблюдать «принцип наглядности» и «связи обучения с жизнью».
  4. Все остальное уже зависит от принятых в семье традиций, от культуры и отношений внутри семьи, от того, насколько близко родители соединены с жизнью Церкви, и вообще от желания родителей быть вместе – и друг с другом, и со своими детьми.

Понедельник первой седмицы Великого Поста
Интерьер дома

 

Лето Господне. И. С. Шмелёв. Иллюстрация: Исаичева Н. Лето Господне. И. С. Шмелёв. Иллюстрация: Исаичева Н.
Этот день в народе называли еще «Чистым понедельником». Иван Шмелев в книге «Лето Господне» так описывает этот день:

«Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят…

В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия… зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи…

Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи…».

Все описанное здесь – внешние атрибуты «постной жизни». Но это внешнее помогает выстраивать и внутреннее. Вчера была Масленица – а сегодня ребенок просыпается и видит, именно видит: наступило другое время, другая эпоха. Пост.

Пост в интерьере – это и есть «наглядность». И это – часть церковной традиции. Облачения, украшения икон, даже алтарная завеса – все меняется в дни Великого Поста. Черные и фиолетовые «строгие» украшения настраивают нас на «строгость» этого времени.

«Великопостный интерьер» в квартире XXI века – вещь вполне реальная

«Великопостный интерьер» в квартире XXI века – вещь вполне реальная. Не обязательно по Шмелеву. Ориентир здесь, скорее, интерьер храма, коему мы и уподобляем наш дом и сейчас, и вообще.

Украсим иконы домашнего иконостаса лентой широких черных кружев – это уже настроит наш дом на «лад» поста. Можно купить в церковной лавке женский шарфик черного цвета и использовать его как рушник, которым украшают иконы. Это легко и просто.

Еще мы в этот день вместе с детьми убираем некоторые украшения дома. Например, еще в начале Рождественского поста мы повесили на окна светодиодные лампочки-гирлянды. Они так и горят у нас до Масленицы: темнеет рано, и мигающие лампочки в гостиной делают зимнюю жизнь веселой и нарядной. А вот с началом поста мы эти гирлянды снимаем. Во-первых, дом сразу теряет «праздничность», получается эта постная «нагота», которую описывает Шмелев. Во-вторых, как раз наступает весна, и самое время окончательно убрать все зимнее и рождественское. Так что все логично получается.

Традиционная народная уборка дома в этот день выглядит тоже вполне логичной. Особенно если учесть, что накануне было заговенье на пост, и, может быть, в последний день Масленицы приезжали гости… И сегодня мы уберемся, встретим пост чистотой и порядком – как будто праздник. А после уборки повесим на иконы эти черные украшения, зажжем лампадки.

Утренние молитвы

 

Утром Великого понедельника наши дети, как обычно, идут в школу. Утреннее правило у них – только начальные молитвы: «Богородице, Дево, радуйся» и «Спаси Господи, люди Твоя». А сегодня – новое, постное: добавляется молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...». Эту молитву дети заранее написали для себя большими четкими буквами. Но если и забыли подготовить текст – не страшно. Эту молитву мы будем весь пост прочитывать и утром, и вечером, и уже скоро дети запомнят ее наизусть.

В храме в этот день служатся особые службы. В наших храмах это – утреня, часы и вечерня. Наверное, чтобы попадать на утренние богослужения этого дня, надо быть монахиней или одинокой, но энергичной и при этом обеспеченной… Но и такие родители, как я, занятые на работе и в семье, могут приобщиться к сегодняшнему богослужению. Хотя бы вспомнить, что оно имеет место быть.

Например, в перерывах между рабочими и домашними делами можно прочитать кое-что из утренней службы. А может быть, времени на эти молитвы не найдется. Чаще всего так и случается. Но если прочитать хотя бы одну молитву – много времени это не займет, зато поможет направить мысли в правильную сторону.

Вот такие слова, например:

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похоте́й отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный.

Или вот еще:

Всечестное воздержание начнем све́тло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества крепостию: яко да светоносни предварим во святое и тридневное Воскресение, осиявающее нетление миру.

Две минуты на такие вещи найти можно. А потом «носить» их в голове, выполняя текущие дела.

Книга Бытия

А когда дети вернутся из школы, за обедом мы прочитаем вместе с ними кое-что из Священного Писания. Ведь Великим Постом наша Церковь предлагает нам для ежедневного чтения тексты из Ветхого Завета. Это явно повод для приобщения к Библии. Явно повод для обучения детей.

    

В понедельник первой седмицы Великого Поста Церковь предлагает нам для чтения Книгу Бытия: Быт. 1, 1–13. – самое начало, о сотворении мира, до четвертого дня творения. Это очень короткий текст. Если дети совсем не знакомы со Священным Писанием, то сегодняшний день – самый логичный повод начать рассказывать детям о Боге, о создании мира. Если уже знакомы – сегодняшнее чтение будет прекрасным «повторением пройденного».

Может быть, за обедом не будет времени: надо будет бежать на самбо, собираться в музыкальную школу и вкушать прочие радости детского образования. Тогда перенесем это чтение на время ужина или почитаем Библию, когда будем укладывать детей спать. На это дело уйдет минут пять (не больше – я засекала). Если обсудить – то всего минут 15–20. Если еще и посмотреть иллюстрации к этому чтению, то при наличии книг под рукой или Интернета – еще 15 минут.

А можно отнестись к делу серьезнее. Самим почитать толкования святых отцов на эти места Писания. «Закрепить» пройденное с малышами изготовлением поделок. Об этом я уже рассказывала отдельно: http://www.pravoslavie.ru/88793.html.

В сокращенном виде эти занятия занимают примерно полчаса. Но за это время мы сделаем несколько невероятно важных дел.

Во время такого занятия с детьми мы сами прочитаем те паремии, которые сегодня предлагает для чтения Церковь.

Мы позанимаемся с нашими детьми важнейшим из уроков.

Сделаем свой дом пространством православной культуры

Сделаем свой дом пространством «образовательного общения» и православной культуры.

  

Притчи Соломоновы

Может быть, найдется время и для другой паремии – с этого дня Церковь предлагает нам начать чтение Притчей Соломоновых. Это тоже вполне доступная для детей книга Священного Писания, многие изречения Соломона – общеизвестные короткие афоризмы. Если мы читали Бытие за ужином, Притчи можно почитать на ночь. Если будем заниматься с детьми, можно им предложить выписать некоторые слова Премудрого Соломона. Например, сделать закладочки для книг с этими фразами или повесить на стену в красиво оформленном виде.

    

В первый понедельник Великого Поста Церковь предлагает, среди прочего, такие слова (Притч. 1, 1–20):

Начало премудрости – страх Господень.
Только глупцы презирают мудрость и наставление.
Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,
потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

Канон Андрея Критского

 

А еще в понедельник святой Четыредесятицы на Великом Повечерии, во время вечерней службы, читается первая часть Великого Канона преподобного Андрея Критского.

Попасть на это богослужение с маленькими детьми совсем непросто. Если и получится выбраться в храм, то, может быть, дети дадут нам постоять на службе, но, скорее всего, будут мешать другим людям. По крайней мере, такое часто случается с моими детьми.

Поэтому на Канон Андрея Критского мы с мужем ходим по очереди. Например, в понедельник – только папа с кем-то из старших детей, а во вторник тогда – мама, с другим старшим ребенком. В среду– снова папа еще с одним ребенком… Тот, кто идет в храм, берет с собой текст Канона. Иначе бывает очень тяжело следить за службой. Мы берем на Канон детей не раньше, чем с семи-восьми лет: служба строгая, текст непростой…

Вообще здорово, когда нам, родителям, получается попасть в первые дни поста в храм на Канон Андрея Критского. Общее церковное богослужение – это лучшее «вхождение в пост». И даже когда не очень хорошо слышно, когда нет под рукой текста Канона, все равно побывать на таком богослужении в храме – лучше, живее, ближе, чем тот же текст прочитать дома.

Но все-таки семейно-детская жизнь предполагает, что кто-то из родителей остается дома… И тогда этот оставшийся читает положенные на сегодня слова Канона Андрея Критского перед домашними иконами.

В таком случае я собираю тех детей, которые не пошли в храм. Напоминаю им о том, что сегодня в православных храмах читается Великий Канон. Можно открыть записи в Интернете, включить видео, где этот канон читается в каком-то монастыре, или где Канон читает Святейший. Слушаем, как хор поет в темноте храма: «Помощник и покровитель…». Смотрим недолго: только чтобы напомнить детям, что это за служба. Чтобы получить общее впечатление. А потом предлагаю детям вместе со мной почитать начало этого Канона. Зажигаем свечи перед иконами, выключаем свет. И вместе поем первый ирмос – тот, который только что слышали в записи:

«Помощник и покровитель, бысть мне во спасение. Сей мой Бог»

Я читаю тропари Канона. Дети поют припев:

«Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Второй ирмос уже не поем, совместную «домашнюю службу» на этом заканчиваем. Вряд ли малыши четырех-пяти-шести лет смогут действительно осознанно или хотя бы внимательно дальше слушать эти молитвы.

Но если дети просят почитать еще, сами просят – продолжаем читать вместе. Такое случается с детьми достаточно взрослыми, которые уже умеют читать. Так что читаем по очереди. Например: вместе поем ирмос. Я читаю все тропари, кто-то из младших, например, семилетний, повторяет припев. Кто-то постарше, кто читает получше, читает тропари на «Слава» и «И ныне». А кто еще постарше, может на следующей песне прочитать тропари сам. Как только я вижу, что дети начинают отвлекаться, я уже настойчиво предлагаю им закончить.

Есть и такой вариант: когда мы спели и прочитали первую песнь все вместе, и кто-то из старших просит тоже помолиться, то я даю ему текст Канона, и он сам читает перед иконами. Столько, сколько захочет и сможет.

Я люблю и чту молитвы на церковнославянском языке, и наши дети с детства, с рождения буквально растут в нем. Но тем не менее не все тексты оказываются понятными на этом великом и древнем языке. И Канон преподобного Андрея Критского – тому пример. Не всегда легко «раскрутить» витиеватый синтаксис тропарей этого Канона. Не всегда даже достаточно начитанный человек поймет отсылки к ветхозаветным героям, коими изобилует текст этого Канона, «училища покаяния». Некоторые издания этого Канона дают удобный параллельный перевод, а также небольшие комментарии к сюжетам из Ветхого Завета. Вот по таким книжкам наши дети и читают Канон Андрея Критского в том случае, если они молятся в эти дни дома.

Такое чтение – возможность не только помолиться, но и понять, чему же нас учит Церковь на великопостных богослужениях. А еще – познакомиться с замечательным толкованием многих библейских сюжетов. Ради таких моментов мы и занимаемся с нашими детьми изучением и повторением библейских текстов.

Когда дети так подготовлены дома, они смогут более осознанно участвовать в церковном богослужении. Мало того: и видеозаписи, и общая домашняя молитва, и самостоятельное чтение – все это помогает детям захотеть попасть на эту службу в храм. И в таком случае, однажды – завтра, или в среду, или в четверг, или в следующем году – этому ребенку будет разрешено пойти в храм на Канон Андрея Критского.

И ребенок окажется в храме не потому, что его родители затащили, не потому, что ему деваться некуда, а потому, что он давно мечтал побывать на этой службе.

А потом участие в таком богослужении, посещение храма в первую седмицу великого поста становится уже потребностью, частью жизни ребенка. Частью жизни взрослеющего, взрослого христианина, человека, сознательно выбирающего для себя такую жизнь – жизнь в Церкви. Жизнь, без которой он уже не сможет себя мыслить.

Впрочем, не всегда все получается легко.

Например, когда дети маленькие, когда на руках младенец, трудно найти время для того, чтобы сосредоточенно, с вниманием прочитать всю часть Канона, положенную для понедельника. В таком случае я читаю его частями. Прочитала одну-две песни – надо бежать к детям, отвлекаться на домашние дела. Но как только появится малейшая возможность, перерыв – можно прочитать еще две песни. Можно кормить малыша грудью лежа и, если малыш позволяет, во время кормления еще почитать. Можно читать сидя в кресле, когда ребенок сидит или лежит на коленях…

А можно все сделать несколько иначе: одну песнь прочитать во время общих вечерних молитв. Потом, укладывая детей спать, поговорить с ними о Творении мира или почитать Притчи Соломоновы (сегодняшние паремии). А потом выключить свет и вслух, нараспев, дочитать Канон Андрея Критского; можно сидя на кровати с малышом. Скорее всего, это чтение подействует на детей усыпляюще. Дети будут уложены, а родители закончат чтение Канона.

Если есть еще силы и желание, если дети вовремя уложены, можно вдвоем с мужем почитать еще книгу пророка Исаии – это чтение Церковь также предлагает для начала Великого Поста. А можно, конечно, и не читать или почитать что-то другое. На пост мы с мужем обычно планируем чтение святых отцов: например, берем книгу поучений аввы Дорофея или один из томов творений Златоуста – и читаем каждый день на ночь. Всего по одному «слову» или даже по абзацу. Это уж как получается. Зато за пост успеваем реально что-то осилить.

Главное, чтобы это все было не насилием над самим собой и друг над другом, а радостью. Ведь все эти вещи Церковь дает нам на помощь, а не в нагрузку. И если мы все это принимаем – то помощь правда будет ощутимой.

    

Во вторник первой седмицы Великого поста

Все то же самое, что в понедельник. Только без уборки.

Утром можно открыть текст службы вторника первой седмицы – то, что сейчас читается в храме. И это снова может быть не все богослужение, а только несколько великопостных, написанных святыми отцами песней:

Постящеся братие телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропо́тная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость.

Добродетельми Илия возшед на колесницу божественную, постом просветився, возношашеся на высоту небесную, сему поревнуй, смиренная душе моя, и постися от всякия злобы и зависти, и свара, и сладости текущия и сластныя: яко да болезни лютыя избегнеши, вечнующия геенны, вопиющи Христу: Господи, слава Тебе.

Продолжаем читать Библию – Быт. 1, 14–23, о четвертом и пятом дне Творения. Такими крошечными шажочками продолжаем вместе с детьми изучать Священное Писание. Сегодняшние Притчи Соломоновы – Притч. 1, 20–33.

Тот, кто принимает обличение от Премудрости, кто выбирает для себя жизнь в страхе Божием – тот будет жить без страха, безопасно и спокойно.

В среду первой седмицы Великого Поста

 

В этот день по монастырскому уставу полагается впервые поесть. Пусть на такие вещи мы даже не замахиваемся – но вспомнить об этом можно. Чтобы представить, насколько облегченно мы постимся, какой бы строгой ни была наша мера поста. Впрочем, такую страшную информацию мы своим детям не сообщаем. Я боюсь, как бы они не вздумали голодать первые дни поста. Отнесем это в разряд информации 18+.

Сегодня служится первая литургия Преждеосвященных Даров за этот Великий Пост. Но утром идти в храм для работающе-детных родителей может быть делом непростым. Ведь в таком случае надо будет и утром попасть на службу, и вечером читать Канон Андрея Критского. Поэтому мы обычно в этот день не бываем на литургии. Но вспоминаем: хотя бы однажды за этот пост надо будет причаститься за такой службой.

А сегодня утром мы можем просто после утренних молитв, скорее всего, без детей, и, скорее всего, даже между рабочими делами, на несколько минут вернуться мысленно к посту, к храму. И прочитать еще одну-две песни из службы среды первой седмицы:

Светотворное время, егоже ныне освятил еси, и даровал еси нам воздержания, Господи, Ты сподоби нас во умилении всех чисте прейти ми́рствующих, Креста крепостию, едине Человеколюбче.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Постом помышлений страсти приидите порабо́тим, духовными себе крилы покрывше: да вражию движимую бурю, легце прешедше, достойни будем крестнаго поклонения, о мире закла́ннаго волею Сына Божия, и духовно празднуим из мертвых Спасово воскресение, на гору вземшеся, со ученики прославим, власть приимшаго всю Сына от Отца, Человеколюбца.

А еще продолжаем читать паремии – сегодня завершается рассказ о сотворении мира, о сотворении человека и о седьмом дне творения, когда Господь «почил от трудов Своих»: Быт. 1, 24 – 2, 3. Продолжаются и «уроки по изучению наследия царя Соломона» – Церковь предлагает нам для чтения Притч. 2, 1–22.

Вечером продолжаем чтение Канона – часть, положенную на среду.

В четверг первой седмицы Великого Поста

Все то же, что и в предыдущие дни.

Из утреннего богослужения четверга:

Господи, мне грешному положил еси покаяние, мене недостойнаго спасти хотя безмерною милостию Твоею. К Тебе припа́даю моляся: постом душу мою приклони, яко к Тебе прибегох единому Многомилостивому.

Якоже виноград на древе, Спасе, ви́ся, вином напоил еси нетления, Христе, концы. Темже вопию: пиянством мя греховным люте омрачаема присно, сладостию умиления истиннаго напоив, поститися мя ныне от сластей укрепи, Спасе, яко Благ и Человеколюбец.

Продолжаем читать Библию вместе с детьми – Быт. 2, 4–19: снова о творении человека, об устройстве жизни на земле в первые дни нашего мира, о том, как был устроен Едем, рай. О первой заповеди, которую Бог дал человеку: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Первая заповедь – о послушании, о посте, о воздержании… Кстати, не только читаем саму Библию, но и толкования святых отцов.

Снова открываем и Премудрого Соломона: Притч. 3, 1–18. О том, что мудрость – древо жизни для тех, которые приобретают ее. И слова, важные для наших детей, но еще более важные для нас, для меня самой:

Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

Не будь мудрецом в глазах твоих.

Можно предложить детям написать эти слова по-церковнославянски, красиво оформить: аппликацией, пластилином, рисунками. Так у наших детей будет изобразительное творчество, всякая мелкая моторика, а заодно они будут приобщены к церковнославянскому языку. Заодно и выучат слова Священного Писания и, может быть, что-то запомнят. И даже, может быть, что-то поймут.

А потом мы эту поделку повесим где-то у себя перед глазами – и будут эти слова Соломоновы наставлять нас весь пост. Неспроста ведь наша Церковь дает нам это чтение в святую Четыредесятицу.

Кстати, в школу в эти дни поста наши дети ходят, как обычно. Хорошо грекам – у них такие дни выходные… Наши дети будут пропускать занятия на Благовещение, в Великий Четверг, на Светлой – а сейчас у детей их обычный учебный график, в который встроены описанные здесь домашние занятия и молитвы.

***

Вот примерно так все и получается. Иногда что-то меняется. Добавляется и убавляется. Заболел ребенок – весь этот красивый план летит. А устроят в школе карантин или каникулы, выпадет на эти дни очередная Восьмая Марта – и тогда получается сделать больше, чем можно было надеяться.

Но если все складывается, то этот план может принести такие результаты:

  1. И родители, и дети приобщаются церковным богослужениям, даже если не удается выбраться в храм.
  2. Пост оказывается временем «образовательного» общения детей и родителей.
  3. Пост становится «учебным периодом» изучения Священного Писания для детей и родителей.

Главное, чтобы в эти дни, как и во все остальные дни жизни, семья жила жизнью Церкви

Впрочем, не так важно, как именно получится «вхождение в пост» – главное, чтобы в эти дни, как и во все остальные дни жизни, наша семья жила жизнью Церкви.

Чтобы были хотя бы попытки соединиться друг с другом в единое целое.

Чтобы было хотя бы стремление соединить свой дом с Церковью.

Чтобы хотя бы идея такая была – повернуть свою семью к Богу…

Если всего этого нет – может быть, начало Великого Поста и есть тот самый пресловутый понедельник, с которого мы попробуем начать новую жизнь?

Анна Сапрыкина

24 февраля 2017 г.

Метки:  

Процитировано 1 раз



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку