-ћетки

iherb „еснок акции букинистика вегетарианские рецепты вегетарианское воспитание вторые блюда выпечка выпечка к чаю вышивка в€зание в€зание дет€м в€зание дл€ детей в€зание крючком в€зание на спицах в€зание спицами гастрономъ десерт дети детска€ библиотека детска€ литература детские книги заготовки на зиму закуска закуски зарубежные авторы здоровое питание здоровье здоровье детей здоровье ребенка игрушка игрушки игрушки своими руками игры игры дл€ детей игры дл€ малышей игры с детьми идеи интернет-магазин интерьер картофель книги книги дл€ детей консервирование косметика куклы кулинарные журналы лук майонез массаж мастер класс мастер-класс морковь музыка мультики мультфильм мультфильмы народна€ медицина настольные игры национальный костюм новинки книг новогодние мультфильмы новый год огород первые блюда пирог подарки поделки поделки из бумаги поделки с детьми поделки своими руками полезные советы помидоры постные блюда постные рецепты православие простуда психологи€ пуловер развивающие игры развитие ребенка раскраски рисование росси€ рукоделие рыба рыбные блюда салат салаты сказки скидки список книг стихи торт цветоводство цветы шитьЄ шитье юмор

 -–убрики

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ƒело в шл€пе
ƒело в шл€пе
14:35 02.02.2013
‘отографий: 1
ѕосмотреть все фотографии серии ѕапа может
ѕапа может
14:32 02.02.2013
‘отографий: 1
ѕосмотреть все фотографии серии –аскраски дл€ самых маленьких
–аскраски дл€ самых маленьких
03:00 01.01.1970
‘отографий: 0

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mamin_dnevnik

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 05.09.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 13996


“айм-менеджмент дл€ дошкольников и младших школьников

—реда, 05 ќкт€бр€ 2011 г. 21:09 + в цитатник

ѕубликую статью Ќатальи ћажириной, вз€тую отсюда.“айм-менеджмент дл€ дошкольников и младших школьников. „асть 1

ќрганизовывать своЄ врем€ - дл€ взрослых привычное зан€тие, хот€ и не все справл€ютс€ эффективно. ƒл€ деток же эта «наука» - совсем не из лЄгких. ¬первые это можно заметить в дошкольном возрасте, когда начинаетс€ посещение детского сада, и в начальной школе, на первых порах организации учебного процесса. Ќо мы в силах им помочь и подготовить успешных, организованных будущих взрослых.

”своение временных пон€тий

ќбучению ориентации во времени необходимо уже удел€ть внимание в дошкольном возрасте. »менно это станет залогом развити€ в личности таких качеств, как собранность, точность, целенаправленность, организованность. ј они помогут ребЄнку добиватьс€ большего в обучении и обычной жизни.

—реди задач формировани€ временных навыков у детей специалистами выдел€ютс€ умени€ определ€ть и измер€ть врем€, воспринимать длительность временных отрезков, а также измен€ть темп собственной де€тельности в зависимости от имеющегос€ времени.  роме того, ребЄнок должен научитьс€ верно обозначать врем€ в речи. ќщущение времени поможет ему планировать, регулировать свои действи€ на основе временных отрезков.

—начала детки «учатс€ времени» через ощущение, потом через воспри€тие, далее через представление. “. –ихтерман утверждает, что к двум годам дети понимают, что некоторые событи€ быстро происход€т, а другие они ожидают. ѕотом, кроме насто€щего времени, малыш уже начинает выдел€ть прошлое и будущее. ƒалее освоение времени требует взрослого вмешательства.

¬ св€зи со спецификой мышлени€, очень сложно познакомить ребЄнка маленького возраста с тем, что нельз€ представить перед ним визуально. ¬рем€ не материально, но оно «движетс€» необратимо. ƒана€ ситуаци€ ставит перед детьми вопрос, насколько оно вообще существует. ѕоэтому важно конкретизировать дл€ малыша временные единицы и их отношение в повтор€ющейс€ де€тельности, жизненных событи€х. Ёто должно происходить на основе личного опыта ребЄнка, в разнообразных видах де€тельности, при демонстрации часовых приборов.

Ќа первых этапах, не соотнос€ ощущение времени с реальным временным течением, дети накапливают знани€ о пон€ти€х «сначала», «потом», «вчера», «сегодн€», «завтра», информацию о сезонах года. „аще это происходит через опыт своего проживани€, поддерживаемый развитием речи и мышлени€. ƒл€ более активного воспри€ти€ времени, которое лишь попутно событи€м, необходимо на нЄм акцентировать внимание деток. ѕомните, что это воспри€тие происходит с огромным трудом и крайне неустойчиво.

„асти суток: «утро», «день», «вечер», «ночь» дл€ детей могут быть различимы больше по содержанию де€тельности в эти периоды. „Єткий распор€док дн€ помогает ребЄнку в формировании этих реальных знаний.   примеру, подготовительный режим дн€ за 1-1,5 мес€ца до начала посещени€ садика, а после и уже само посещение даст возможность более предметно знакомить малыша со временем. ѕолезно дл€ ребЄнка проговаривание плана действи€ на день с акцентом на части суток. Ёффективно показывать малышу эмоциональные, €ркие картинки с разной де€тельностью деток, взрослых, мульт-персонажей и с обозначением суточного отрезка. ѕонимание следует контролировать с помощью вопросов ребЄнку о времени суток и соответствующей ему де€тельности. „ем чаще вы будете повтор€ть в речи временные отрезки, по€сн€€ их, тем более прочную основу создадите дл€ знаний ребЄнка. ƒеткам постарше врем€ суток можно св€зать с €влени€ми природы («солнышко встаЄт» и т.п.). ¬ этом освоении подкрепл€ют также эмоции от тематических стихов, рассказов.

ѕо утрам можно проговаривать с детьми и дни недели, спрашива€ названи€ дн€ сегодн€шнего, предыдущего и следующего. ƒни недели можно обозначать и как п€ть рабочих дней, и два выходных (объ€снение через де€тельность). ¬озможно, стоит по€снить причину их названи€, например, «понедельник» - первый, а «вторник» - второй, «среда» - средний день и т.д.

—уществуют и такие временные пон€ти€, как «быстро» и «медленно». »х хорошо осваивают дети в соревновани€х, конкурсах. ¬ажно воспри€тие ребЄнком и пон€тий «до», «после», «сначала», «потом». ћожно составл€ть с ним рассказы с использованием этих слов, а далее уже следить за его самосто€тельной расстановкой пон€тий. Ѕолее совершенно их освоить ребЄнок сможет в младшем школьном возрасте.

ћес€цы и их последовательность хорошо помогает запоминать стара€ добра€ сказка «ƒвенадцать мес€цев» —. ћаршака. ѕосле освоени€ пон€тий «недел€», «мес€ц», «год», нужно научить понимать их соотношение. ¬ремена года красочно описываютс€ в стихах, загадках дл€ деток. ћожно подобрать наиболее интересные, разобрать их с ребЄнком. —читаетс€, что усвоение времЄн года лучше проходит в парах: лето-зима, весна-осень. ¬ажно показать их целостность в году, их равность, использу€, к примеру, круг с расчерченными секторами соответствующих временам года цветов. Ќеобходимым средством обучени€ в осознании времен года и их соотношени€ с природными €влени€ми будут правильные вопросы, стимулирующие интерес ребЄнка.   примеру, «что с листь€ми деревьев происходит осенью?», «что мен€етс€ в жизни птичек осенью?». —читаетс€, что к концу дошкольного возраста ребЄнок должен знать о зависимости от времЄн года основных изменений в неживой природе, в жизни животных.

”становление знаний о дн€х недели, мес€цах позволит ознакомить ребЄнка с календарЄм. Ѕудет важен его вид, например, соответствующий временам года. ћожно показать ребЄнку и праздники в нЄм. «нание календар€ к 6-7 годам будет хорошей помощью в приучении ребЄнка к школьному распор€дку.

„асы«накомство с единицами времени (минутами, часами, сутками…) должно происходить как познание системы, в которой мера одной единицы состоит из единиц предыдущей. ¬ажно и осознание непрерывности времени. ќбычно сначала показывают длительность 1-й, 3-х, 5-ти, 10-ти минут с помощью песочных часов, секундомера. —тоит дать почувствовать это врем€ через де€тельность, предлага€ задани€ с назначением времени. Ќеобходимо хвалить ребЄнка, если он какое-то задание успевает сделать за минуту. ƒл€ того, чтобы показать, что врем€ может иметь разную наполненность действи€ми в зависимости от его управлени€, можно предложить ребЄнку собрать за минуту то количество игрушек, которое он успеет, а потом показать сколько сможете собрать вы.  онечно, важна разница в количестве игрушек за одно и то же врем€. —корее всего, эти знани€ не будут применены сразу ребЄнком, но всЄ равно отложатс€.

ѕоследовательное познание минут происходит в сравнении с объемом выполн€емых действий за 1 минуту и за 3 и т.д. — 5 минут можно использовать какие-то нагл€дные часы, показыва€ этот интервал по черточкам.  стати, в продаже встречаютс€ специальные детские часы с обозначением только минут. 10 минут, как правило, осваиваетс€ по задани€м, акцентиру€ внимание на прохождение черточек часов за это врем€, за их двойное рассто€ние по 5 минут.

„асы можно учить по макетам. ѕопросите ребЄнка одну стрелку (большую) поставить на 12, а маленькую перемещать, вспомина€ о действи€х, которые он привык выполн€ть в это врем€. ѕередвижение большой стрелки по 5 минут покажет составление часа из минут. ћожно считать эти передвижени€ по 3 интервала – это будут четверти часа. ƒалее также по€сн€ют 30 минут как половину часа – полчаса. ¬ажно часто св€зывать де€тельность ребЄнка с часами. Ёто поможет ему чувствовать врем€, чтобы им управл€ть.

»сследовани€ показывают, что большинство детей 6 или 7 лет ещЄ не до конца осваивают временные пон€ти€: дни недели (их последовательность), соотношение мес€цев с временами года, с большинством праздничных дат и др. Ќо направленное, организованное обучение может улучшить эти показатели.  ак уже отмечалось, большое значение будет иметь освоенный ребЄнком режим дн€ в детсаду, а после и представление о школьном режиме на подготовительных курсах. —тимулирование, интересный, системный подход сыграют ведущую роль в освоении сложных временных пон€тий, в обучении «пользовани€ временем».

“айм-менеджмент дл€ дошкольников и младших школьников. „асть 2

”правление временем младшими школьниками


” младших школьников продолжаетс€ формирование временных пон€тий.   7-8 годам складываетс€ некоторое внутреннее представление о текущем времени. Ќо ребЄнок пока не идеально, не равномерно ориентируетс€ во времени, путаетс€ в нЄм. ѕеред поступлением в школу дет€м могут задать вопросы на знание времен года и их последовательностей (например, по картинкам), частей суток (по обычным дл€ детей действи€м или по природным €влени€м), дней недели и их последовательностей. ¬ажно и знание соотношений временных отрезков, которое поможет ребЄнку осознавать происход€щие событи€, устанавливать между ними причинно-следственную св€зь.

¬ школе по€витс€ больше «раздражителей», основанных на временных промежутках. Ёто заставит ребЄнка быстрее осознать и почувствовать врем€. Ќо и со стороны родителей также важна помощь в освоении малышом основ управлени€ временем, тайм-менеджмента.


¬ помощь управлению временем, организации планировани€ родители часто покупают ребЄнку настенное расписание уроков. “очно так же следует разработать расписание и внешкольных дел, возможно, с обозначением дней рождений. ќно непременно должно висеть в его комнате на видном месте. —ледует приучить ребЄнка каждое утро просматривать план и в течение дн€ планировать дела на будущее. Ёто позволит подготовитьс€ ребЄнку заранее к каким-то посещени€м, серьЄзным делам. ѕодготовка будет касатьс€ не только материальной стороны, но и возможности настроитьс€ эмоционально на будущие событи€.

—пециалистами также предлагаетс€ использование специального календар€ на неделю, в котором кроме дней недели (по горизонтали), отображены 24 часа (по вертикали, но начина€ не с 0.00, а с 7.00 утра – дл€ большего удобства). ¬ конце, вверху по вертикали – «итого за день» (часов), а внизу подсчитываетс€ «итого за неделю». –ебЄнок отмечает цветом (закрашива€ квадратики) в течение дн€ примерное врем€, потраченное попусту. Ќапример, когда он заигралс€ больше выделенного на это врем€, или смотрел дольше телевизор. ј в конце дн€ это врем€ подсчитываетс€. »тоги подвод€тс€ и в конце недели, по результатам которых можно обратить внимание ребЄнка, на что он тратит врем€ впустую. —пециалисты говор€т об эффективности такого способа уже после 2-3 недель использовани€.  онечно, при условии работы с ребЄнком над итогами. »менно на 2-й или 3-й неделе дети уже пытаютс€ работать над своим временем. “ака€ работа с календарЄм рекомендуетс€ дл€ младших школьников к концу начальной школы.  алендарь тоже должен быть расположен на видном месте дл€ ребЄнка, чтобы он не забывал отмечать.

¬стречаютс€ ещЄ метод использовани€ «хронометража», с записью в течение 1-2 дней всех дел по времени и с последующим анализом. Ќо слишком часто этот приЄм проводить не рекомендуетс€.

ѕлан на день – очень важный элемент, которому родител€м стоит научить ребЄнка. ƒети не умеют изначально планировать, а «подгон€ют», придумывают де€тельность под освободившеес€ врем€. „асто более склонны к планированию дети, посещающие кружки, секции. Ќо это умение важно дл€ всех. ѕоэтому в план включаем любую де€тельность, например, и помощь в домашних делах. ќб€зательно в плане указываетс€ врем€ де€тельности. —ледует научить особо выдел€ть наиболее важные дела. Ќапротив каждой де€тельности должна ставитьс€ отметка о выполнении. ѕлан тоже должен подвергатьс€ совместному анализу и коррекционным решени€м. ѕланирование позволит не только быть ребЄнку более организованным, ответственным, но и выполн€ть даже самые нелюбимые дела.

–асписание уроков”правление временем имеет решающее значение при подготовке домашнего задани€ ребЄнком. —ледует научить малыша сложные задани€ сначала разбивать на более мелкие пункты, планировать последовательность выполнени€ заданий по разным предметам. —тоит показать ребЄнку ранжирование заданий по сложности, по требуемому вниманию. Ќужно объ€снить малышу, что лучше сделать эффективно и быстро, чем нехот€ «мучитьс€» до вечера, трат€ врем€, которое он мог бы использовать по-другому. Ќекоторые советуют дл€ планировани€ времени на домашнее задание обратить внимание на принадлежность ребЄнка к «совам» или «жаворонкам». Ќа этой основе можно подсказать ребЄнку, когда его работа будет наиболее эффективной.

ѕредлагаетс€ разработать с ребЄнком и общую небольшую пам€тку с пунктами, которые напомн€т подумать о планировании на следующий день своих школьных, внеклассных меропри€тий, отдыха, помощи родител€м, об анализе выполнени€ плана (поставить отметки о выполнении, проанализировать).

¬о врем€ отдыха также можно приучать ребЄнка к осознанию течени€ времени. —реди интересных родительских изобретений есть «билеты» на просмотр телевизора или игру на компьютере. ¬ качестве поощрени€ родители в течени€ дн€ выдают дет€м «билеты»-карточки с указанием количества «заслуженных» минут на данные развлечени€. Ќапример, на 10, 20, 30 минут. »х использование можно разрешить либо в определенные часы, либо предоставить ребЄнку свободу выбора.  онечно, важно соблюдение регламента билета по длительности. ѕри этом дети могут накапливать их дл€ полноценного просмотра фильма или более длительной игры. Ёто даЄт возможность ребЄнку гордитьс€ своей «властью» над распор€жением временем. »спользованные билеты ребЄнок может складывать в €ркую коробочку, из которой родители будут доставать их дл€ следующего использовани€.

On-Task On-Time for Kids
¬ обучении управлению временем можно примен€ть и работу с текстом или устным рассказом, сказкой. –одители могут составить рассказ, в котором врем€ в течение дн€ героем было потрачено зр€. ѕосле представлени€ материала ребЄнку, нужно обсудить ошибки геро€ и предложить составить малышу более правильный план этого дн€. “акие же рассказы может потом ребЄнок составить самосто€тельно: сначала с неэффективным использованием времени, а потом с изменени€ми, исправлением героем своего дн€. Ёти рассказы ребЄнок может составл€ть в течение недели, а на выходных презентовать всей семье. Ќе стоит забывать и об инсценизации таких рассказов, помога€ ребЄнку, привлека€ его друзей, братьев, сестЄр, использование игрушек. —ледует об€зательно обсуждать с ребЄнком все эти представленные рассказы, сказки, сценки, подвод€ его к верным выводам, к пользе их дл€ его реальной жизни.

–одители могут придумать различные свои способы обучени€ времени. Ќапример, ћ.  адокура изобрела специальную систему-прибор On-Task On-Time for Kids. Ёто подставка, оснащенна€ диском, с временным разграничением, со стикерами-задани€ми и другими элементами. “еперь многие другие родители пользуютс€ этим изобретением.

Ёффективное управление временем позволит ребЄнку чувствовать себ€ более уверенно в насто€щем и будущем. ”правление временем выгодно дл€ физического, эмоционального, психического комфорта ребЄнка.

—реди книг данной тематики можно использовать: 

1.    “.ƒ. –ихтерман «‘ормирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»

2.    ≈. ». »гнатьев, ». —. Ћукин, ћ. ƒ. √ромов. "ѕсихологи€" (√л. X. ћышление, –аздел: ‘ормирование пон€тий)

3.    »грайка-11. »гры дл€ формировани€ представлений о времени у детей дошкольного возраста. ѕособие, 2010 

4.    √. –огинска€ « нижка-часы: ћинутка», 2007

5.    « уда бегут стрелки. ћои первые часы», 2008 

6.    ≈.  арганова «“вои первые часы.  оторый час?»

7.    ¬рем€:  нижка с наклейками, 2007 и др. 

»сточниками знаний по формированию управлени€ временем у детей могут быть статьи на эту тему в ежемес€чном научно-методическом журнале «ƒошкольное воспитание».   примеру, можно прочесть об этом в его изданных ранее стать€х:

1.    „уднова –. ќбучение детей ориентировке во времени. – ƒошкольное воспитание, 2009, є1.

2.    ћусейибова “. –азвитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста. – ƒошкольное воспитание, 2002. є2.

3.     ононенко ». «накомство детей со временем. – ƒошкольное воспитание, 2001, є7 и др.

ћожно поискать специально разработанные дл€ знакомства со временем рабочие тетради, например:

1.    —олнечные ступеньки. «накомство со временем. ƒл€ детей 3-5 лет. –  ировоградска€ областна€ типографи€, 2008.

2.    √отовимс€ к школе: ”чимс€ определ€ть врем€, 2006 и др.


Ќаталь€ ћажирина
÷ентр "јзбука дл€ родителей"

–убрики:  –азвитие и образование ребенка/ћладшие школьники
 ниги, досуг, игры/»гры с дошкольником
–азвитие и образование ребенка/ƒошкольник от трех до семи
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку