-ћетки

iherb „еснок акции букинистика вегетарианские рецепты вегетарианское воспитание вторые блюда выпечка выпечка к чаю вышивка в€зание в€зание дет€м в€зание дл€ детей в€зание крючком в€зание на спицах в€зание спицами гастрономъ десерт дети детска€ библиотека детска€ литература детские книги заготовки на зиму закуска закуски зарубежные авторы здоровое питание здоровье здоровье детей здоровье ребенка игрушка игрушки игрушки своими руками игры игры дл€ детей игры дл€ малышей игры с детьми идеи интернет-магазин интерьер картофель книги книги дл€ детей консервирование косметика куклы кулинарные журналы лук майонез массаж мастер класс мастер-класс морковь музыка мультики мультфильм мультфильмы народна€ медицина настольные игры национальный костюм новинки книг новогодние мультфильмы новый год огород первые блюда пирог подарки поделки поделки из бумаги поделки с детьми поделки своими руками полезные советы помидоры постные блюда постные рецепты православие простуда психологи€ пуловер развивающие игры развитие ребенка раскраски рисование росси€ рукоделие рыба рыбные блюда салат салаты сказки скидки список книг стихи торт цветоводство цветы шитьЄ шитье юмор

 -–убрики

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ƒело в шл€пе
ƒело в шл€пе
14:35 02.02.2013
‘отографий: 1
ѕосмотреть все фотографии серии ѕапа может
ѕапа может
14:32 02.02.2013
‘отографий: 1
ѕосмотреть все фотографии серии –аскраски дл€ самых маленьких
–аскраски дл€ самых маленьких
03:00 01.01.1970
‘отографий: 0

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mamin_dnevnik

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 05.09.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 13994


ћонтессори-педагогика

¬оскресенье, 29 јвгуста 2010 г. 12:32 + в цитатник
 (500x375, 53Kb)
»стори€ педагогики сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиес€ после смерти авторов. ћари€ ћонтессори стоит в этом почетном р€ду. ѕроизошло это не только потому, что многие ее прозрени€ нашли научное подтверждение, но и потому, что ћари€ нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике.

≈е система строилась не один день. ќна дружила с основателем генетической психологии ∆аном ѕиаже и некоторое врем€ он лично возглавл€ет ћонтессори общество ∆еневы, переписывалась с дочерью «игмунда детским психологом јнной ‘рейд. ѕод их воздействием она уточн€ет выводы своих наблюдений за закономерност€ми детского развити€. Ќо во многом она остаетс€ врачом и исходит из физиологии детей. ƒаже в пон€тие свободы она вкладывает биологическое значение и понимает под ней прежде всего независимость. Ќа примерах из собственной педагогической практики ћари€ доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самосто€тельно. Ёто особый труд. ¬едь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным дл€ его жизни. ” него плоха€ координаци€ движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. –ебенок зависим от великанов, которые называютс€ взрослыми, и кро€т мир под себ€, не задумыва€сь о нем. ≈му трудно расстегнуть пуговицы на курточке, зав€зать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.

ћ. ћонтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность сделать это и многое другое. ”читель (взрослый) только помогает ему. ќн создает пор€док в тех вещах, которые нужны дл€ развити€ ребенка, а их очень много. ¬се эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки положи их в беспор€дке могут вызвать только чувство бессили€ перед хаосом мира. ћонтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дн€ в классе приучать поддерживать установленный пор€док. Ќе только и не столько, потому что этого хот€т взрослые, а потому, что так удобнее самим дет€м. ћари€ вообще считает, что пор€док органичен дл€ ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. ¬зрослый может создать услови€ в которых пор€док прост и естественен. ќн не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуетс€ образными иносказани€ми мораль которых выскакивает как чертик из коробки, оставл€€ лишь чувство недоумени€. ”читель предлагает ребенку прин€ть только одно четкое правило: У¬з€л, поработал, положи на местоФ. Ќо чтобы работа приносила пользу учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. Ќа нем взрослый показывает, как обращатьс€ с предметами, чтобы достичь результата, а не отча€тьс€ и не потер€ть интерес.

»нтерес - первое, что ћ. ћонтессори выдел€ет в своей педагогике. ¬торое - индивидуальный подход. Ёто, конечно, не означает, что у каждого ребенка по€вл€етс€ отдельный учитель. ¬се немного по - другому.  аждый ребенок во врем€ свободной работы выбирает то, что ему нравитс€ делать, и учитель именно ему показывает, как справитьс€ с заданием.

—вобода выбора по€вл€етс€ у малыша сразу после того, как он переступает порог класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. ’от€ и здесь есть некоторые ориентиры. “ак ћ.ћонтессори обратила внимание, а современна€ психологи€ подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учитс€ определенным вещам. “ак от 0 до 6 лет в несколько этапов проходит развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. ¬ среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепл€ютс€ социальные навыки. ¬ это врем€ дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведени€, которые станов€тс€ нормами их жизни. », конечно, нельз€ не сказать о коротком (от 0 до 3 лет) периоде воспри€ти€ пор€дка. ќн фактически определ€ет отношени€ малыша с миром, потому что касаетс€ не только пор€дка в окружающей среде, но и во времени (запускаютс€ Увнутренние часыФ ребенка) и во взаимодействи€х со взрослыми.

≈сли опоздать и не воспользоватьс€ по€вившимис€ у детей возможност€ми, то они могут потер€ть интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и непри€тных формах уже после шести лет.

ћонтессори призывает нас не ускор€ть развитие детей, но и не упустить момент и воврем€ раскинуть перед ребенком скатерть самобранку, на которой ему откроетс€ уменьшенна€ безопасна€ модель всего нашего мира. —начала глаза малыша разбегутс€, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Ќадо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает дет€м в развитии. Ѕольшинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различи€. “ак до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Ёто знание он может применить даже осваива€ буквы, которые сделаны из шершавой бумаги наклеенной на дощечки. ќбвод€ их пишущими пальчиками ребенок запоминает не только саму букву, но и как ее писать.

”дивительно, но если учитель делает все правильно и родители ему не очень мешают у ребенка возникает внутренн€€ потребность осваивать и узнавать мир вокруг себ€. ќказываетс€ что дл€ того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себ€, его уже не надо наказывать или поощр€ть, нужно только воврем€ подкидывать УуголекФ в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.

—ама ћари€ пишет: УЌеверно, что ћонтессори-учитель безде€телен, когда обыкновенный учитель активен: вс€ де€тельность обеспечиваетс€ активной подготовкой и руководством учител€, его последующа€ Убезде€тельностьФ - знак успехаФ. √лавна€ задача взрослого помочь дет€м научитьс€ сосредотачиватьс€ на интересной дл€ них работе. ¬ этом сложном деле учитель проходит через три этапа. ѕервый - подготовка привлекательной дл€ малыша и удобной дл€ его работы среды. ¬торой - разрушение той де€тельности отдельных детей, котора€ мешает продвижению и развитию остальных. Ќа этом сложном этапе учитель показывает шалуну, что его люб€т даже таким, беспокойным и несносным и вместе с тем без устали помогает малышу найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироватьс€ на работе. Ёнерги€ ребенка перераспре-дел€етс€ с беспор€дочного расплескивани€ к конструктивной де€тельности, направленной на развитие. Ќа третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.

Ѕольша€ часть воздействий учител€ происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. ¬есь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношени€ с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаютс€ классы ћонтессори.

ћари€ заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемс€ и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. »спользу€ это наблюдение, ћари€ наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы. ¬ первой - дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. ” них разные задачи. ƒо шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. » если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлени€х.

ќрганизовать помощь второй группе значительно труднее, поэтому классов дл€ детей от 6 до 12 в мире значительно меньше, чем классов от 3 до 6. » все же в некоторых странах (—Ўј, Ќидерланды) школ ћонтессори довольно много.

¬ основном это страны, где не было тоталитарных режимов с которыми педагогика ћ.ћонтессори не уживалась нигде в мире. ¬едь диктаторам не нужны ответственные, независимые и самосто€тельно мысл€щие личности, которые воспитываютс€ в классах ћонтессори.

  концу тридцатых годов в педагогической системе ћ.ћонтессори по€вл€етс€ новый мотив. ¬се, что происходит в мире, считает ћ. ћонтессори, определено космическим планом. ≈го УпишетФ “ворец, и ќн надел€ет человека особой миссией. Ћюдей ведут по пути от подмастерь€, выполн€ющего волю “ворца к вершинам мастерства. ”же сейчас столь несовершенный человек, единственное существо, наделенное разумом, несет ответственность за все, что происходит в мире. Ќо в жизни каждого из нас возникает конфликт между нашей космической задачей и тем, что мы делаем под воздействием социокультурных условий и обучени€.

ћаленького ребенка ћ. ћонтессори воспринимает как наиболее УчистогоФ носител€ замысла “ворца. “огда главна€ задача взрослых - не разрушить своим вмешательством этот замысел. Ёти идеи не всегда воспринимаютс€ теми, кто беретс€ работать по системе ћ.ћонтессори. “ем не менее, они вполне органичны дл€ ее педагогики и придают ей стройность и завершенность.

¬ернувшись в ≈вропу после ¬торой мировой войны педагогика ћонтессори получила вторую жизнь. ¬о многих странах существуют национальные ассоциации ћонтессори педагогов и отделени€ AMI. ј в Ќидерландах около 30 % средних школ работают по ее системе.

¬ –оссию педагогика ћонтессори возвращаетс€ в 1992 году. Ќесколько команд одновременно берутс€ за подготовку учителей дл€ дошкольных ћонтессори - классов. Ќо только ћосковскому ÷ентру ћонтессори удаетс€ наладить контакты с AMI-курсом, который проводит в ћюнхене ћонетессори-тренер ћари€ –от. Ётот курс с 1993 по 1998 год закончило восемь посланцев нашей страны. ќни и стали преподавательским кост€ком курса, организованного ÷ентром ћонтессори. ¬ 1998 году заместитель директора ÷ентра —офи€ —умнительна€ встретилась в ћюнхене с генеральным секретарем AMI –енильдой ћонтессори и получила одобрение на открытие в ћоскве јссоциативного AMI-курса по подготовке учителей дл€ дошкольных классов. “ак российские ћонтессори-педагоги окончательно вошли в европейское сообщество.

«а годы работы в ћоскве ÷ентра ћонтессори, подготовленные в нем учител€, открыли около 400 дошкольных классов в 80 городах –оссии, Ѕеларуси и ”краины. ¬ последние годы группы возникают и по инициативе родителей, которые занимались в У–одительском ”ниверситетеФ ÷ентра ћонтессори.

 онстантин —умнительный, к.пед. наук,
ƒиректор ÷ентра ћонтессори.
–убрики:  –азвитие и образование ребенка/ƒошкольник от года до трех
–азвитие и образование ребенка/ƒети до года
–азвитие и образование ребенка/ƒошкольник от трех до семи
ћетки:  

ѕроцитировано 12 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



вальси€   обратитьс€ по имени —реда, 02 ћарта 2011 г. 18:56 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку